Тезис дискуссии:
В ходе экспертного обсуждения темы учеными из разных гуманитарных сфер знания предполагается начертать замысел образования будущего, а затем рассмотреть возможность проявления этого замысла в контексте языковой ипостаси образования. Участники с международным статусом скрестят шпаги в построении такой взаимосвязи общего и частного, доказательства их принципиального единства.
Логика обсуждения:
- Проспективная визуализация трансдисциплинарного и, в частности, гуманитарного образования ближайшего будущего;
- Обобщение ценностного и смыслового потенциала образования в точке текущего развития как феномена человекомерной цифровизации;
- Выявление (пунктирно) принципиально новых и иных форматов, технологий, стратегий человекомерного образования будущего;
- Анализ и аргументация в пользу того, почему именно языковое образование может инкубировать модель образования будущего;
- Общая дискуссия с участием аудитории.
Формат дискуссии:
- Одноименная секция в рамках программы конференции;
- Онлайн формат.
Язык проведения дискуссии: русский.
Длительность: 90 минут.
Технология дискуссии:
- Проблематизация темы – модератор обобщает актуальность темы, представляет участников (5 минут);
- Разворачивание темы – каждый участник тезисно обосновывает свою позицию с использованием видеосвязи, возможна презентация слайдов (по 10 минут на участника);
- Вопросы-обобщение от модератора (в том числе на основании реакций в общем чате);
- Построение смыслограммы темы – модератор обобщает выступления спикеров, проблематизирует выводы (5 минут);
- Рефлексия темы – общая свободная дискуссия с участием аудитории: вопросы спикерам, комментарии к теме направляются в чате, возможно подключение участников из аудитории по видеосвязи (опционально) (15 минут).
Участники:
Александр Евгеньевич Левинтов (философ-энциклопедист, методолог).
Самопрезентация: научный руководитель Мастерской оргдеятельностных технологий, научный руководитель института научного продюсинга (ИНАП).
Тема выступления: «Гуманистический и социокультурный ключ в лингвистическом образовании» (10 минут).
Владимир Африканович Никитин (доктор культурологии, кандидат архитектуры).
Самопрезентация: доктор культурологии, со-учредитель Foundation for future и Института человечества, Президент украинского педагогического клуба, участник создания ряда инновационных учебных структур, автор книг "Идея образования" и "Суть образования", поэт.
Тема выступления: «Суть образования – ученичество» (10 минут).
Игорь Волдемарович Злотников (M.S.Ec., эксперт МШУ «Сколково», член Совета Фонда науки Латвийской Академии наук).
Самопрезентация: участник Московского Методологического Кружка (ММК), создатель Рижской методологической Традиции, со-организатор Мастерской оргдеятельностных технологий (совместно с А.Е. Левинтовым), эксперт МШУ «СКОЛКОВО» по разработке программы развития университетов, соучредитель общества «Балтийский институт стратегических исследований и инноваций» (БИСИ), предприниматель.
Тема выступления: «Ценности и смыслы образования: разное понимание образования в различных Традициях» (10 минут).
Анатолий Леонидович Бердичевский (доктор педагогических наук, профессор).
Самопрезентация: В течение 30 лет преподавал русский язык как иностранный в различных университетах Австрии. В настоящее время является руководителем европейских проектов по написанию учебников РКИ и русского языка для билингвов. Член международного комитета по основанию Европейского Института Иммерсионного Обучения в Барселоне, руководитель ряда проектов по обучению русскому языку в Европе и США. Автор свыше 150 работ по проблемам методики преподавания иностранных языков, в том числе, учебников немецкого и русского языков для иностранцев.
За распространение русского языка в мире Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина в феврале 2013 года награждён медалью А.С. Пушкина. За заслуги в области народного образования правительством Австрии в октябре 2016 года награждён Почётным знаком.
Тема выступления: «Образование через культуру – культура через образование: формула 21 века» (10 минут).
Алексей Владимирович Смоляков (председатель совета РОО ОИМ «Позитив» по направлению социального проектирования городской среды, эксперт кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ).
Самопрезентация: предприниматель в области образовательного консалтинга, председатель совета РОО ОИМ «Позитив» по направлению социального проектирования городской среды, эксперт кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ, со-организатор Мастерской оргдеятельностных технологий (совместно с А.Е. Левинтовым).
Тема выступления: «Интерактивные форматы образования будущего: мастерская, консалтинговый кластер, стартап» (10 минут).
Андрей Александрович Колесников (доктор педагогических наук, профессор).
Самопрезентация: доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры германистики и лингводидактики Института иностранных языков МГПУ, автор более 100 научных и учебно-методических работ на русском, немецком и английском языках, изданных в России и Германии. Разработчик концепции профориентационного направления в обучении иностранным языкам в системе непрерывного филологического образования.
Тема выступления: «Полилингвальная эрудиция обучающегося как антропосоциоцентрический ориентир языкового образования» (10 минут).
Виктория Анатольевна Гончарова (кандидат педагогических наук, доцент) – модератор дискуссии.