Новости HSE LED Conference

Интервью с Темновой Ириной Николаевной

В Программе IV Международной научно-практической онлайн-конференции «Языки, образование, развитие»/HSE ‘Languages, Education, Development’ (LED) Conference запланировано проведение двух Круглых столов совместно с АО «Издательство «Просвещение».
В связи с этим мы попросили руководителя направления Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение», почётного работника общего образования РФ, главного редактора журнала «Просвещение. Иностранные языки» и лауреата премии города Москвы в области образования Темнову Ирину Николаевну ответить на наши вопросы.

Ирина Николаевна, Вы уже не первый раз участвуете в Международной научно-практической онлайн-конференции «Языки, образование, развитие», а в этом году Вы будете выступать на двух Круглых столах в рамках Конференции. На Круглом столе “Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам студентов системы среднего профессионального образования (СПО)” 5 декабря Вы будете модератором. Скажите, пожалуйста, в чем актуальность именно этой темы?

– По статистике, 74 % российских школьников планируют поступление в колледж после окончания 9 класса. И нам важно понять, почему так происходит. Дело в том, что колледж – это определенная экосистема, в которой перед студентами открывается множество возможностей, а в рамках общеобразовательной подготовки в колледжах предусмотрено специальное профессионально-ориентированное обучение. Помимо иностранного языка, у студентов обязательно должна быть тематика, связанная с их будущей профессией. Они должны уметь говорить о своей профессии и о тех навыках, которые им понадобятся, на иностранном языке. Именно поэтому тема профессионально-ориентированного обучения английскому языку актуальна. И особенно она актуальна для преподавателей колледжей, которые могут работать и с айтишниками, и с поварами, и с будущими педагогами.
Также важно отметить, что в настоящее время повышенное внимание уделяется системе СПО. Совершенствуется техническая база колледжей, выделяется финансирование, и, конечно, увеличивается количество детей, которые выбирают обучение в колледже. Об этом мы и хотим поговорить в рамках Круглого стола, рассказать, что мы уже делаем и как мы можем помочь преподавателям колледжей.

С Вашей точки зрения, что является основными вызовами для преподавателей иностранных языков, работающих в системе СПО?

– Я восхищаюсь преподавателями колледжей, им приходится работать в очень сложных условиях. Студенты приходят в колледжи с разным уровнем владения языком, мотивацией и с определенным опытом. У кого-то этот опыт позитивный, а у кого-то негативный. На данном этапе задача преподавателя - использовать дифференцированный подход, замотивировать детей на то, что изучение языка очень важно, полезно и интересно. И, с моей точки зрения, это основные вызовы, с которыми коллегам, работающим в колледже, приходится сталкиваться.

Какую методическую поддержку Вы как издательство оказываете?

– Если честно, тема колледжей меня интересует уже на протяжении 10 лет. Когда я впервые познакомилась с их структурой, преподавателями и студентами, я поняла насколько это интересная часть нашей системы образования. Однако тогда это не было так актуально, как последние 3-5 лет.
На данный момент Издательство «Просвещение» в качестве печатных пособий выпустило учебник для Системы среднего профессионального образования (СПО), который находится в Федеральном перечне учебников, а также серию пособий для инженерных, медицинских и педагогических классов и профессий.
Кроме того на сайте издательства в открытом доступе находится огромное количество полезных интерактивных материалов, статей и проектных работ, которые преподаватели могут использовать на своих занятиях.
На протяжении 2 лет Школа иностранных языков НИУ ВШЭ активно сотрудничает с Издательством «Просвещение». В рамках проектной деятельности студенты ШИЯ создают огромное количество полезных и востребованных материалов, про которые мы рассказываем на постоянно идущих вебинарах. Вебинары бесплатные, они проводятся раз в месяц и на них поднимаются важные вопросы, проблемы, технологии, которые могут быть использованы в системе СПО.

Также Вы являетесь экспертом на Круглом столе “Образовательные новации современной российской школы” 6 декабря, который можно назвать традиционным, так как в рамках Конференции «Языки, образование, развитие» он будет проводиться в третий раз. Вы много работаете с учителями, методистами, разными образовательными организациями. Какие интересные новации Вы видите сейчас? Чего не хватает, с Вашей точки зрения?

– Я восхищаюсь нашими учителями, которые работают в совершенно разных условиях, с разными возможностями. Мы очень много сотрудничаем с региональными и муниципальными методическими службами, и люди очень вовлечены в процесс изучения нового. Мы видим, как много у нас есть информации, которой можно поделиться, существует онлайн-журнал “Просвещение. Иностранные языки” ( https://iyazyki.prosv.ru/editorial-team/ ), и мы всегда приглашаем коллег делиться своими навыками и знаниями.
Кроме того мы стараемся сочетать технологические, инновационные методы и классическую печатную продукцию, потому что учебники и печатные материалы никуда не уйдут. Важно отметить проектную деятельность,так как данная методика позволяет аккумулировать знания в языке и знания в определенной теме. Наши коллеги в регионах занимаются самой разнообразной проектной деятельностью. С моей точки зрения, целесообразно развивать данное направление. Это может быть, например, проектная деятельность, связанная с темой экологии, историей региона, с выдающимися людьми, различные спектакли, подготовленные учениками, но обязательно на английском языке. Потому что все-таки язык впитывает в себя тему окружающего нас мира.

Один из вопросов, который будет рассматриваться в рамках дискуссии, это методическая поддержка и взаимодействие учителей иностранных языков в рамках региональных профессиональных объединений. Какие советы Вы могли бы дать коллегам, работающим в регионах и желающим получить методическую поддержку?

– Очень хочется пригласить коллег участвовать в мероприятиях, проводимых издательством, существует целый портал “Учитель.Club” ( https://uchitel.club/?ysclid=m42gd6i8gr36164356 ), где размещена вся полезная и нужная информация для педагогов; совсем недавно Центр лингвистического образования (совместно с ШИЯ) провел прекрасную педагогическую мастерскую, посвященную олимпиаде “Высшая проба”, в январе пройдет следующая мастерская “День новых знаний”, в которой примет участие доцент ШИЯ Боголепова С.В. и расскажет о новых технологиях в сфере ИИ. Участие в конференциях и педагогических мастерских – прекрасная возможность найти своих сторонников, людей близких по духу, и конечно, получить новые знания.

Ирина Николаевна, если позволите, у Вас большой преподавательский и административный опыт. Как Вам кажется, без каких составляющих система обучения иностранным языкам не может быть по-настоящему вдохновляющей?

– Позволю себе процитировать стихотворение В. Тушновой “Если б не было учителя”:
“Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.”

Я считаю, что самой главной составляющей частью нашей системы образования является Учитель. Учитель, который заинтересован в своем предмете, который любит своих учеников, который относится к студентам с уважением. Никакие новые технологии, технические средства не заменят человека, который входит в класс и пытается донести знания.
Очень надеюсь, что учитель будет всегда центральной фигурой нашей системы образования.


Школа иностранных языков благодарит Темнову Ирину Николаевну за ответы на вопросы и за уделенное время.

С нетерпением ждем встречи на IV Международной научно-практической онлайн-конференции «Языки, образование, развитие»!